Для укрепления бетонных конструкций и получения железобетона в строительных работах применяется арматура. Обычно это гладкие или рифленые стальные стержни, Использование арматуры для создания прочного каркаса фундамента здания существенно повышает его прочность и надежность.Упругость, прочность и пластичность арматуры обеспечивают стойкость конструкций из железобетона на скручивание или разрыв. Это именно те виды нагрузок, которые чистый бетон выдерживает хуже всего.
На стройплощадки чаще всего поступает именно стальная арматура. По способу производства ее разделяют на две большие группы – холоднокатаная и горячекатаная. Холоднокатаная арматура при одинаковой площади сечения более прочная, чем горячекатаная. Но и стоит она существенно больше. Обычно холоднокатаная арматура более тонкая и поступает от поставщиков в виде проволоки.
Поэтому чаще всего в качестве укрепляющих элементов конструкции применяют именно горячекатаную арматуру. По виду поверхности ее подразделяют на гладкую и рифленую.
Так как рифленая арматура обеспечивает гораздо лучшее сцепление с бетоном, ее используют для железобетонных конструкций гораздо чаще. К недостатку такого вида стального проката нужно отнести тот факт, что рифления концентрируют поверхностные напряжения. Как следствие, прочность такого материала существенно ниже.
Арматурные стальные стержни выпускаются диаметром от 6 до 40 мм. Их производят из конструкционной арматурной стали или низколегированной. Для повышения прочности и коррозионностойкости арматуры путем легирования в состав стали добавляют хром, никель, титан и другие элементы.
Соединяют стержни и другие арматурные элементы в каркасы электросваркой или увязывают специальной проволокой.
Арматурная холоднотянутая проволока выпускается диаметром от 3 до 12 мм. В зависимости от марки стали она может быть класса класс В-I (из обычной стали) или высокопрочная из углеродистой стали класса В- II.
Высокопрочная арматурная проволока требует для реализации своего прочностного потенциала применения особопрочного бетона. Такие конструкции существенно дороже, поэтому их применяют реже.В некоторых случаях в качестве арматуры вместо отдельных проволок используют витые канаты. В такие канаты скручивают сразу несколько проволок (от 2 до 19). Чаще всего применяют для арматуры канаты из 7-ми проволок.
В качестве отдельного вида арматуры можно рассматривать сортовой прокат – швеллер, балку, уголок и так далее. Именно из этих конструкционных материалов часто изготавливают части арматурного каркаса, требующие особой жесткости. Это оконные и дверные проемы, другие конструкционные элементы.
Также современные технологии позволили разработать и широко использовать неметаллическую композитную арматуру. Она изготавливается из углеродных, базальтовых или стеклянных волокон и пропитывается полимерным связующим. Положительным свойством такого вида арматуры является ее высокая коррозионная стойкость. Поэтому ее особенно широко применяют на строительных площадках зимой, когда в бетон для предотвращения его замерзания добавляют химические компоненты, ускоряющие коррозию металлической арматуры.
К недостаткам композитной арматуры относят невозможность соединения сваркой, незначительную упругость, низкую стойкость к нагреванию.
Выбор конкретного вида арматуры определяется целями ее использования и конкретными условиями строительства. Желательно для предотвращения ошибок при выборе советоваться со специалистами.